Политика

Декан журфака собрался «возвращать» факультет в журналистское сообщество

В момент лихорадочной борбы ректора Николая Кропачева с деканом Мариной Шишкиной исполненный отваги преподаватель Анатолий Пую решился "принять огонь на себя", став испольняющим обязанности декана

В понедельник в журнале “Санкт-Петербургский университет”, светоче университетской журналистики, вышло прекрасное интервью с замечательным деканом факультета журналистики Анатолием Пую, в котором он заявил ничтоже сумняшеся, что за время разрушительного правления его предшественницы Марины Шишкиной факультет “ушел из профессии”.

В тексте также говорится, что на пути “возвращения” журфака “в журналистское сообщество” на факультете появится кафедра новых медиа, где будут изучать интернет-СМИ, и институт повышения квалификации, где будут преподавать не преподаватели, а журналисты (его может возглавить генеральный директор агентства журналистских расследований Андрей Константинов).

Мы публикуем текст с мелкими сокращениями. И комментариями, которые носят субъективный характер.

Через несколько дней после его вступления в должность (через 3 недели, если точнее. — Supress.ru) мы беседуем с профессором Анатолием Степановичем ПУЮ, деканом Факультета журналистики СПбГУ — о том, что сейчас происходит на журфаке, о проблемах и путях их решения, о новых планах и надеждах.

— Анатолий Степанович, ваше избрание на пост декана журфака активно обсуждалось в СМИ. В том числе и тот факт, что у вас не журналистское, а философское образование (в СМИ обсуждался не только тот факт, что у Пую не журналистское, а философское образование, но и тот факт, что у Пую нет журналистского образования). Что вы можете ответить тем, кто считает: если руководитель «вне профессии», то он вряд ли сумеет так же эффективно управлять факультетом, как его выпускник?

— После того как я 12 лет проработал на нашем факультете, вряд ли можно сказать, что я вне профессии. Во всяком случае, кафедра международной журналистики, которую я возглавил в 1997 году, сегодня одна из ведущих на журфаке <…>

— Летом прошлого года вы стали исполняющим обязанности декана Факультета журналистики… Произошел резкий поворот и в вашей жизни, и в жизни факультета.

— В июле прошлого года <…> декан ушла на «политический больничный» <…>И работа журфака оказалась парализованной, ведь без подписи декана невозможно было осуществить ни единого действия (разве заместитель декана не может исполнять его обязанности, когда тот находится на больничном?). Под угрозой срыва оказался набор абитуриентов. В этой ситуации ректор назначил меня исполняющим обязанности декана Факультета журналистики. И хотя я был, мягко скажем, удивлен такому назначению, но пришлось «брать огонь на себя» (бедняжка).

И другого морального выбора у меня не было, потому что, при всем моем уважении к Марине Анатольевне Шишкиной, я, тем не менее, не понимал, почему сотни молодых людей, которые ехали поступать сюда со всех концов России, должны становиться заложниками «локального конфликта». Мне также было непонятно, почему должны остаться не у дел опытнейшие педагоги — профессора, доктора наук, доценты — люди, отдавшие факультету не один десяток лет жизни и упорного труда. В итоге вместе с коллегами (с Людмилой Громовой) мы сделали всё, чтобы факультет не развалился: прием был организован на должном уровне, продолжилась работа.

— И насколько сложной оказалась эта работа? (Евгений Голубев, задающий вопросы, хорошо начал, но дальше будет задавать только подобострастные вопросы)

— За те непростые 10 месяцев, что я исполнял обязанности декана, были разные коллизии. Не скрою, некоторые коллеги не приняли меня, противопоставляя меня предыдущему руководителю факультета по принципу «свой-чужой». Но я решил для себя твердо: сколько бы меня ни поливали грязью, сколько бы ни подначивали ввязаться в публичную склоку, я не буду отвечать на эти нападки. Подобного рода травля, профессионально организованная и спланированная, конечно, действовала на нервы, но моя совесть была чиста, да и цели у меня были совсем иные (руководители университета в то время тоже считали, что на вуз организована “профессиональная травля”, см. текст “СПбГУ в кольце врагов). Я ни с кем не боролся за «лакомый кусок пирога», я просто выполнял свою работу так, как представлял ее себе (например, назначал себя исполняющим обязанности декана). Первоочередной задачей стало — наладить образовательный процесс так, чтобы наши студенты гордились тем, что они выпускники журфака СПбГУ.

— Какой была ваша главная линия?

— Главное было: отстоять коллектив, не дать его развалить. Второе: не принимать необдуманных решений и сохранить существующий потенциал. Сейчас очевидно, что этот потенциал надо переориентировать, направить на решение новых задач — на подготовку журналиста, который будет востребован не сегодня, а завтра и послезавтра. Иначе мы отстанем от профессии, и наш выпускник не будет принят журналистским сообществом.

Поэтому мы берем курс на подготовку «универсального журналиста». Такого, который сможет не только писать грамотные тексты, но и делать профессиональные снимки, редактировать материалы, макетировать полосы в специальных программах, а при необходимости взять в руки камеру или микрофон и начать работать в кадре. Такая подготовка особенно важна для региональных изданий, где лишних рук нет и принцип взаимозаменяемости сотрудников ставится во главу угла.

— И все это вы планируете осуществить с помощью имеющихся на факультете преподавательских сил?

— Безусловно, подготовка универсального журналиста невозможна без помощи журналистского сообщества. Поэтому скоро на базе Факультета журналистики мы вместе с Союзом журналистов откроем Институт повышения квалификации. Возглавить его дал согласие Андрей Константинов, председатель Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а преподавать там будут ведущие журналисты города. Параллельно с этим мы подготовимся к открытию на факультете кафедры новых медиа, где будут изучаться особенности онлайн-журналистики и интернет-СМИ.

— Что нового ожидает абитуриентов при приеме на Факультет журналистики в этом году?

— Мы открываем новую образовательную программу «Международная журналистика», принимаем 15 человек в бакалавриат. Со второго курса студенты-международники будут изучать второй иностранный язык. Надеюсь, она будет востребована (у вечерников, поступивших в 2008 году, которые учатся 5 лет, английский ведут 3 года). На образовательные программы по направлениям «Журналистика», «Связи с общественностью», «Реклама» сохраняется традиционный прием.

— Как вы сейчас формулируете задачи факультета?

— Мы должны идти в ногу со временем. Должны не только научить студентов грамотно создавать журналистские произведения, но и продавать произведенный продукт. Для этого необходимо научить студента организовать свой бизнес, преподать ему азы экономики и медиа-менеджмента. Для решения этих задач необходим возврат факультета в журналистское сообщество.

— А сегодня он — вне?

— За последние несколько лет факультет закрылся «в себе», у нас не было крупных международных проектов, все программы имели автономный характер. Международный отдел факультета выполнял узкую обслуживающую функцию: отправляли студентов на обучение за рубеж и принимали студентов-иностранцев здесь.

Горько сознавать, но мы ушли из профессии. Хотя наши студенты проходили практику в разных СМИ, но все чаще мы видели объявления о том, что редакции приглашают на работу журналистов с ремаркой: «Студентов факультета журналистики просим не беспокоить…». Это просто безумие: факультет работал впустую! Огромное количество выпускников было не востребовано в профессии, потому что работодателя не удовлетворяло качество подготовки журналистов (в больше степени это зависит от самого студента, поскольку уровень преподавания на журфаке очень высокий). В редакциях считали, что проще с нуля обучить молодого человека профессии, чем переучивать нашего выпускника — амбициозного, но неумелого.

Мы провели внутренний аудит на факультете среди третьекурсников: оказалось, что каждый третий не удовлетворен качеством преподавания (иными словами, качеством преподавания довольны 67% студентов 3 курса), и каждый шестой — разочарован в выборе профессии (неужели в этом виновата профессия? или факультет журналистики? “Каждый шестой”, или каждая шестая студентка, разочарована в выборе профессии потому, что, когда она поступала, в ее воображении рисовались поездки в жаркие страны с оператором, она видела себя стройной журналисткой в кадре “Первого канала”, надеялась на долгие командировки и крупные командировочные. К слову говоря: на кафедру радио и телевидения и на кафедру международной журналистики из года в год ломятся больше всего) <…>

— Парадокс получается. Ремесло всегда передавалось от мастера ученикам, из рук в руки…

— Конечно, мастера должны обучать молодежь. А их звали на факультет только для того, чтобы они вручали призы на всяких конкурсах, и этим все заканчивалось. Они готовы поделиться своим бесценным опытом, и мы обязательно будем с ними сотрудничать. Пусть опытные журналисты ведут у нас мастер-классы, пусть ведут практические занятия, читают лекции. Мы провели на факультете несколько встреч студентов с журналистами-практиками и видим, что ребятам интересны такие беседы с профессионалами. Кроме того, у нас есть и другие планы улучшения качества образования. Я уже начал встречи с руководителями СМИ, чтобы выяснить мнение работодателей о том, каких выпускников они хотят видеть, и затем скорректировать программу обучения под требования практиков.

— Есть позитивные примеры? (Евгений Борисович, избавляйтесь вы от этого слова)

— Да, у нас есть уже живые ростки будущего. Некоторое время назад на нашу учебную телестудию на 10-й линии В.О. пришел Михаил Великосельский, директор дирекции информационных программ «Пятого канала», и по-новому выстроил работу телестудии. Наши студенты сами снимают, сами пишут, сами монтируют, сами в эфир выпускают . Они полностью вовлечены в процесс создания телевизионного продукта (по утверждению студентов, некоторые тексты к новостным программам пишут сотрудники телестудии, а студенты их читают как свои. кроме того программа новостей СПбГУ “Самое время” в сущности ничем не отличается от журнала “Санкт-Петербургский университет”, поскольку рассказывает о чем угодно, но только не о том, что волнует массы, а если и рассказывает, то однобоко).

Следующая наша задача — создать такие прообразы будущей работы и в других СМИ (газета, радио, Интернет, рекламное или PR-агентство). Надо, чтобы ребята видели живую работающую модель редакции, в которой они могут принять участие. Некий «конструктор» профессии, из деталей которого каждый сможет собрать что-то свое.

— И вы будете увеличивать практическую составляющую обучения? За счет чего? (правильный вопрос. Кто даст деньги?)

— Будем создавать на Факультете собственные базы практики: прообраз редакций, информагентств, где студенты будут обучаться, реализовывать свой потенциал. И каждая такая учебная редакция должна производить конкретный медиа-продукт — как это происходит на нашей телестудии (если руководство университета не в состоянии выделить деньги на регулярное издание маленькой факультетской газеты Uni, то о чем вообще тут можно говорить?).

— А разве такого раньше не было? Студенческую газету я как-то видел…

— Газета «Дважды два» выпускается, как я говорю, на ватмане. Разве это газета? Вот, посмотрите, газета «The Globe» — формата наших «Известий», 24 полосы в цвете, приличным тиражом. Ее делают даже не студенты, а школьники из США. Можем мы выпускать подобное? Сегодня для наших студентов есть возможность встроиться в осуществление информационной политики Университета (если такое случится, Кропачеву останется недолго).

— У вас есть конкретное видение, как это осуществить?

— Давайте прикидывать. Активно разрабатывается модель университетского интернет-телевидения — поле для деятельности номер раз. Ни на факультете, ни вообще в Университете нет собственного радио — два. Налаживается служба новостей на университетском сайте — три (на университетском сайте нет службы новостей. Тексты новостей на университетский сайт пишут сотрудники управления по связям с общественностью, и это не журналистские, а пиар-тексты. Более того, многие из этих текстов достойны быть на позорище: одно из этих воплощений алогичности я анализировал на занятии по стилистике). Наконец, мы можем создать общеуниверситетскую молодежную газету, которая со временем станет главной молодежной газетой города (зачем создавать еще одну газету, если точно такую же цель поставила себе газета Uni? Очередной раз мы сталкиваемся с принципом, когда не улучшают старое, а только создают новое, которые кажется лучше старого только первые несколько месяцев). Такого издания в Петербурге пока нет, а необходимость его очевидна (такое издание в Петербурге есть, хоть и не очень качественное. Оно называется Gaudeamus). Есть еще одно «непаханое поле» — научная журналистика, популяризация достижений ученых Университета (в журнале СПбГУ полно научно-популярных текстов). Например, в одной из крупных конференций в этом году принимала участие профессор Т.В.Черниговская с филфака. Ее рассказ о психолингвистике был фантастически интересен всем присутствующим.

Кроме того, раньше мы не участвовали в общеуниверситетских научных конкурсах. В этом году подали две заявки — и уже один раз выиграли… Одним словом, о наших планах можно говорить бесконечно долго. Главное, что для их реализации Факультет журналистики должен быть интегрирован в Университет (то есть сейчас факультет журналистики не интегрирован в университет, или, иными словами, не входит в университет, или не является его частью, или стоит отдельно, или не имеет отношения к СПбГУ, к тому же далек от журналистики, “ушел из профессии”. И во всем этом конечно же виновата предыдущий декан Марина Шишкина, кто же еще).

Фото: Lenizdat

Тэги: , , ,

ОТПРАВИТЬ В

Код для блога

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

КОММЕНТАРИЕВ: 364

  1. wycieczki пишет:

    I just found this blog a while back when a friend suggested it to me. I have been a regular reader ever since.

  2. marketing tool пишет:

    Try to strive, that’s the key to good fortune, giving up shouldn’t be integrated on our dictionary (i feel).

  3. Gry пишет:

    Thank you! It is very good information

  4. antivirus 7 removal пишет:

    Please tell me that youre heading to keep this up! Its so excellent and so important. I cant wait to read much more from you. I just feel like you know so much and know how to make people listen to what you might have to say. This weblog is just also cool to be missed. Excellent things, really. Please, PLEASE keep it up!

  5. just right just right…this publish merits nothing :( …hahaha simply joking :P …nice post :P

  6. Gry пишет:

    It is very good information

  7. Eun Bynon пишет:

    Pretty good post. I just stumbled upon your blog and wanted to say that I have really enjoyed reading your blog posts. Thanks, riann Volner

  8. In Sothen пишет:

    Pretty good post. I just stumbled upon your blog and wanted to say that I have really enjoyed reading your blog posts. Thanks, a Mulkern

  9. Gry пишет:

    Your post is extremely interesting. Can you post again soon?

  10. długopisy reklamowe пишет:

    High birth is a poor dish on the table. – Italian Proverb

Оставить комментарий

Вы можете использовать теги XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>